Педагоги, психологи и обычные родители замечают, что в последнее время дети в прямом смысле этого слова деградируют. Снижаются их интеллектуальные способности, учебники для школ упрощаются, меняются даже ВУЗовские программы. Если вчерашние абитуриенты с легкостью приступали к изучению сложной программы университета, то сейчас им приходится усваивать базовые предметы (физика, химия, биология) заново…

С чем связан этот процесс? И что делать родителям, чтобы не дать своему ребенку деградировать? Попробуем разобраться!


Деградация детей

1. Обилие гаджетов

Современные дети с ранних лет имеют дело не с настоящими игрушками, а с их виртуальными аналогами. В результате мышление формируется не на основании наблюдения за реальным миром и взаимодействия с ним, а через общение с его копией. Мир ребенка сужается до размеров экрана смартфона или планшета. У него хуже формируется понятийное мышление, падает внимательность, что сказывается на результатах школьного обучения.

Чтобы не мешать ребенку развиваться, родителям не следует слишком часто отвлекать его внимание гаджетами. Конечно, это удобно: получив в руки смартфон, малыш быстро успокаивается и как завороженный смотрит на экран.

Что делать?

Гораздо полезнее читать ребенку вслух, чтобы развивать его фантазию, совершать долгие прогулки и рассказывать о природе, учить основам рукоделия. Последнее особенно актуально для детей раннего возраста: от развития мелкой моторики напрямую зависит то, как развивается головной мозг.

2. Изменения в системе образования

По мнению Людмилы Ясюковой, руководителя лаборатории социальной психологии СпбГУ, падение интеллекта школьников связано не с генетическими нарушениями, а с ухудшением системы образования. Действительно, развитие ребенка зависит от того, какие программы дают ему в школе. Если программы упрощаются, естественно, снижается уровень интеллекта. Психолог отмечает, что высокий уровень образования сохранился только в лицеях и гимназиях.

Почему наши дети деградировали

Выпускники же рядовых школ гораздо «глупее», чем их ровесники, получившие среднее образование 20-30 лет назад.
Связано ухудшение прежде всего с тем, что изменена парадигма образовательного процесса. Раньше в школах была академическая система, то есть дети должны были изучать основы естественных и гуманитарных наук. В наши дни считается, что главное — научить ребенка практическим навыкам, которые помогут ему в жизни.

Например, курс «Природоведение» должен был заложить основы естественно-научного мышления. Современный курс «Окружающий мир» — это набор фактов, которые никак не связаны друг с другом и якобы могут пригодиться для выживания. В учебнике нет основ теории эволюции, но имеется описание следов животных, по которым можно выбраться из зимнего леса…

Что делать родителям?

Остается лишь искать хорошую гимназию или лицей, где удалось сохранить академический подход к образовательному процессу, и, конечно, искать репетиторов (желательно, имеющих опыт работы в высшем учебном заведении).

3. Поголовное тестирование

В современных школах в течение нескольких лет перед выпуском детей по сути не обучают, а готовят к прохождению итогового тестирования. Тестам придается огромное значение, учителя убеждают школьников, что от их сдачи зависит вся их будущая судьба, что приводит к сильнейшему уровню стресса у детей. Подтверждает этот факт увеличение количества подростковых суицидов, пик которых приходится на май-июнь и совпадает с написание тестов…

Тестирование школьников

Несколько лет школьников учат не думать, а правильно угадывать замысел автора теста и ставить галочку в нужном квадрате. Улучшает ли это их мыслительные способности? Конечно же, нет.

Что делать?

Родители могут помочь ребенку преодолеть это непростое жизненное испытание. Не надо повышать уровень напряжения и постоянно говорить о том, как важно правильно написать тест. Лучше поговорить со школьником и объяснить ему, что от тестирования зависит многое, но далеко не все в его жизни.

4. Ухудшение экологической обстановки и синдром дефицита внимания

Психологи в последние годы бьют тревогу: процент школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) увеличился до 45% (по сравнению с 6-12% в 90-х годах). СДВГ — нарушение, при котором ребенку сложно сосредотачиваться и сидеть на одном месте, что сказывается на успешности его обучения в школе.

Увеличение частоты СДВГ связывают с плохой экологической обстановкой, которая влияет на организм будущей матери, вредными привычками родителей и хроническим стрессом.

Что делать?

Если у ребенка диагностирован СДВГ, родители должны работать над тем, чтобы помочь ему адаптироваться к обучению в школе. Реабилитационную программу разрабатывает врач-невролог. Самыми эффективными на данный момент методиками считаются массаж, лечебная гимнастика и регулярный прием ноотропов.

Ребенок СДВГ

5. Перегруженность

Часто современные дети бывают перегружены всевозможными кружками и дополнительными занятиями. Чуть ли не с первого класса они изучают несколько языков, занимаются музыкой, посещают репетитора… В результате время ребенка расписано по минутам. А это вызывает сильное утомление и приводит к хроническому стрессу. В условиях повышенного напряжения развивать мышление и интеллект практически невозможно.

Что делать?

Родители должны думать не о том, чтобы загрузить ребенка как можно сильнее, а о развитии имеющихся у него способностей. Поговорите с ребенком, чтобы узнать, что интересно ему по-настоящему. Для успешной учебы необходим качественный отдых.

6. Отсутствие положительного примера

В современном мире родителям приходится много работать, чтобы обеспечить своего ребенка всем необходимым. Отдых сводится к сидению в социальных сетях и просмотру телевизионных передач. Дети берут пример с матери и отца. Если родители постоянно говорят о необходимости чтения, но сами не берут в руки книг, естественно, ребенок не будет читать. К тому же, во многих домах просто нет библиотеки.

Важно подавать правильный пример: стараться собирать полезную литературу (например, детские энциклопедии, классические произведения), читать при ребенке и вместе с ним. Ведь чтение развивает и мышление, и речевые навыки, и эмоциональную сферу личности.

Остановить деградацию детей

Дети действительно деградируют, и этот факт отмечают многие специалисты. Задача родителей — помочь своему чаду развить сильные стороны, научиться думать и рассуждать, использовать логическое мышление. И сделать это возможно, если здраво оценивать сложившуюся ситуацию, которая, к сожалению, оставляет желать лучшего...


Подсмотрено здесь